Появление первых гостиниц в мире (мы пока не говорим о гостиницах Волгограда), так называемые караван-сараи, так же как взникновение профессий относящихся к обслуживанию странствующих людей, относится к далекому прошлому. Многие историки относят это событие ко времени более 2 тысяч лет до нашей эры. Это случилось еще в древневосточной цивилизации. С тех времен, в Древней Греции и даже более в Древнем Риме стали очень распространены инны, гостиницы, ямы, хаинны, а так же постоялые дворы и почтовые станции. Именно такие заведения являются пробабушками гостиниц Волгограда, в современном понимании - они так же были приспособлены для остановки иночлега странствующих торговцев и артистов, путешествующих паломников и просто странников. Родоначальниками гостиниц Волгограда являются появившиеся в нижнем течении Вологи еще в середине шестнадцатого века калмыцкие и казахские караван-сараи.
В течении многих веков вшешний вид и гостиниц в Волгограде и древней гостиницы как таковой (как учреждения) очень не сильно менялся. Большей частью В основном облик волгоградской гостиницы был таков - загон для лошадей и здание в два этажа, при этом на втором этаже располагались спальни, а на первом этаже - таверна, родительница современных гостиничных ресторанов Волгограда. в котором на первом этаже располагалась таверна, а на втором - спальни. Постепенно, начиная со средних веков в гостиничный комплекс услуг для странствующих людей налачи прибавляться крытые и открытые галереи для театральных представлений (в иннах Англии). Уже в средние века было заведено правило оказания путешественникам таких обычных для нас современных людей дополнительных бытовых услуг. Тогда со стороны владельцев гостиниц это было безусловно прогрессивным шагом. Вся семья владельцев древних гостиниц Царицына была вовлечена в это дело - оказание сопроводительных бытовых услуг. Все это, конечно, послужило прообразом больших туристических комплексов. Разумеется, уровень оказания услуг и их качество было соответствующим тому времени, уровню развития науки и техники. Уже тогда аренда квартир в Волгограде начала постепенно оформляться в проблему. Поясним о чем идет речь далее.
Ступени преобразования гостиничного промысла обнаруживают все главные поворотные пункты в истории самой цивилизации. Это видно если рассмотреть эти этапы развития гостиничной индустрии мира и Волгограда с древнейших времен до двадцать первого века, их характеристику и исчерпывающий перечень.
Такие события как глобальные войны, распад цивилизаций и империй, тяжелвые экономические кризисы доводили гостиничный промысел до упадка и разорения. Наоборот, экономический подъем, распространение торговых путей, развитие новых ремесленных направлений, прогресс науки и техники, новые веховые открытия, потепления в политических отношениях соседствующих стран - немедленно сказывались на ускорении развития гостиничной индустрии, ее качественном перерождении. Так было множество раз во всемирной истории. И с появлением новых торговых путей в нижнем Поволжье, аренда квартир в Волгограде (тогда еще не существовавшем), наем жилья в городищах и таких крупных торговых местах как Дубовка, становилась настоящей проблемой. Не то чтобы строительство новых отелей не поспевало за плотным потоком путешественников, служивых, купцов. Просто жилой фонд этих поселений был не такой большой, как количество транзитных жильцов.
После револиции в промышленности в конце восемнадцатого века, а в особенности в девятнадцатом, с появлением таких достижений техники как паравозы и параходы, с первой волной разрастания сети железных дорог, значительного количества богатых, получило очередной запал интенсивное развитие гостиничного хозяйства. Гостиничное хозяйство вместе с тем переживает значительные качественные изменения. Сильно выросшие миграционные потоки из села в новые возводящиеся города, в частности, из Старого Света в Северную Америку создало предпосылки для роста гостиничной индустрии в мире. И качественного и количественного роста. Создаются технические новинки, появляются новые крупные торговцы, промышленники, увеличивается население. Это дает еще один дополнительный толчок развитию гостиничного сервиса. Отели приобретают разнообразие и свой современный вид с приходом в гостиничный бизнес в Волгограде по новому мыслящих талантливых, появлением своеобразного микрокласса, представляющего собой очень ценющуюся смесь креативщиков и бизнесменов. Гостиничные комплексы становятся по настоящему реклеационными площадками, в том числе для отработки новых сервисных технологий.
Во второй половине двадцатого века появились новые огромные индустрии, сделавшие мобильность доступной широким массам - это автомобили, гражданская авиация. Это бызвало во всем без исключения мире настоящий бум строительства гостиниц. Гостиничная база Волгограда, тем временем, тоже увеличивалась, хоть и не значительно. Казалось, что этот последний бум как бы обошел Волгоград стороной. Гостиницы мира препратились в течении последнего времени в целую индустрию услуг, давая путешественникам и гостям полный спектр специальных услуг по жилищному размещению, питанию, отдыху, деловой активности. Гостиницы города из меблированных кроватями комнат, обустроенных для временного проживания, преобразутеся все больше в туристические комплексы, в которых оказывается очень разные услуги для целевых клиентов. Появились отели на автомобильных трассах, вокзалах и аэропортах, гостиницы курортных комплексов, специализированные отели, бизнес отели при политических и административных центрах крупных мегаполисов, отдельные апартаменты при торгово-развлекательных комплексах, деловых комплексах, передвижные гостиницы, молодежные общежития, кемпинги, гостиницы для рыбаков и охотников, альпинистов и горнолыжников. Всем из указанных типов гостиниц свойственна тенденция к укрупнению и расширению списка услуг, дополнительных сервисов и оттачиванию уровня качества услуг. Начиная с этого момента отели Волгограда переходят на свой новый этап развития.
Есть выраженная тенденция к специализации гостиниц, вытекающая из сегментация рынка на более высоком уровне, а так же увеличению количества малых гостиниц Волгограда. Вместе с тем, напротив, увеличивается и количество гостиниц-гигантов и всевозможных оригинальных нестандартных гостиничных комплексов в географически неожиданных местах.
Увеличивается количество административных объединений гостиниц, гостиничных ассоциаций. Во многих уважающих себя гостиницах отрабатываются новейшие достижения науки и техники, новые технологии строительства, новые технологии менеджмента, новейшие научно разработанные стандарты сервисного обслуживания. Сюда относятся и новинки в системах жизнеобеспечения и бытового обслуживания, системы безопасности, компьютерные технологии. Новая гостиничная база постепенно становится осью всей туристической индустрии - индустрии впечатлений.