Вопрос классификации гостиниц Волгограда труден не то чтобы ввиду их многообразия (этого нельзя сказать), и обусловлен не столько разнообразием видов туризма и путешествий и специализацией средств размещения, а исходит, главным образом, из различий в денежном достатке туристов и бизнес туристов и, кроме того, обусловлен наличием природных, географических и национальных специфик. Можно обозначить, тем не менее, некоторые общие признаки классификации. Если не принимать в рассмотрение внутринациональные системы классификации, основывающиеся на таких параметрах как формы собственности и вид подчиненности ей структуры управления, целевые рынки, уровень обслуживания, размер. Разумеется и такая классификация до какой-то степени условна, что проявляет себя в том, что какие-то гостиницы могут быть определены одновременно к нескольких группам классификации, и напротив, из-за малого количества классификационных параметров некоторые средства размещения туристов вовсе не получится определить в какую-либо категорию.
Есть, как уже говорилось, национальные системы классификации гостиниц и дугих средств размещения, которые узаконены на государственном уровне в порядке и правилах сертификации гостиничных услуг и поддерживаются национальными гостиничными ассоциациями. Есть такая классификация и для гостиниц Волгограда. Главным образом эти классификации описывают количественные характеристики качество и уровень гостиничных услуг и материальной базы гостиниц. Напротив, они не принимают во внимание специфичные функциональные требования, а так же такие признаки, как форма собственности, целевой рынок конкретной гостиницы, место расположения гостиниц, форму управления и прочее. Таким образом получается, что для получения представления о национальной гостиничной индустрии знания этих систем классификации гостиниц крайне недостаточно. Кроме того, прочие классификационные признаки гостиниц, и довольно разнообразные могут использоваться в международной, так и в национальной статистической отчетности по сектору гостиничной индустрии. Анализирующая данные таких национальных статистических отчетностией Всемирная туристская организация, публикует статистические данные по сектору гостиничной индустрии и рекомендует свою собственную классификацию. Эту сводную классификацию полезно знать и принимать во внимание при работе как со сводными так и с национальными статистическими данными по гостиничной индустрии.
Вместительность волгоградских гостиниц можно определять как общим количеством номеров гостиницы, так и количеством гостиничных мест.
Деление гостиниц по группам в соответствии с объемом номерного фонда (количеством номеров):
- гиганты (более 1000 номеров).
- большие (от 300 до 600-1000 номеров);
- средние (от 100 до 300-400 номеров);
- малые (до 100-150 номеров);
Еще, классификация отелей Волгограда по объему номерного фонда дает возможность сравнить натуральные результаты производственной деятельности отелей одной категории. Размер гостиницы указывает во многих случаях еще и на полноту сервиса, его качество, т.е косвенным образом указывает на объем и качество сопроводительных услуг и других параметров сервиса.
Цель визита в Волгоград является главным критерием, определяющим тип гостиницы, функциональное назначение ее, требования предъявляемые к территории окружающей гостиницу, объему сервиса, который необходимо воплотить на территории данного отеля. В список критериев определяющих целевой рынок, на который расчитана гостиница входят еще сезон массового заселения, средняя длительность посещения гостиницы, место расположения. Главным и непременным требованием для организации гостиницы для размещения временно проживающих в отеле, остается наличие группы условий для комфортного размещения, гостиничного питания, некоторого оптимума набора услуг бытового обслуживания.
Целевая аудитория гостницы - это некоторая виртуальная группа людей, для которой главным образом предназначен и приспособлен отель или отельный комплекс. Следует иметь ввиду, что какие-то гостиницы заранее проектируются под определенную целевую аудиторию или целевой рынок, "затачиваются" под них, а какие-то отели "выходят" на целевой рынок только с использованием маркетинговых разработок и стратегических подходов для этого.
В индустрии отельного бизнеса существует тенденция к переходу на более узкие сегменты рынка и приспособлении гостиничного продукта как сервисного комлпекса к требованиям этого узкого сегмента. Сешмегьация по рыночным условиям благоприятствует значительному росту различных отельных кластеров, распределенных в пределах национальной территории, либо по всему миру, которые ориентированы на определенную целевую туристическую категорию. Таким образом, что почти каждая специфическая рыночная ниша, при этом, обслуживается гостиницей из одного кластера, но при этом имеющий отличный брендовый сегмент. Удобство такого маркетингового подхода в том, что в какой-то географической области располагается плеяда гостиниц одного рыночного кластера, но разной специализации. Это, в свою очередь привлекает различные категории постояльцев в подходящие именно им (туристам) гостиницы одного кластера, но отелей разных марок, брендов. Явный же недостаток этого подхода в том, что туристы гостиницы не могут вполне идентифицировать и дифференцировать сервис отеля. С различением классности гостиницы могут, таким образом, возникнуть трудности.
Отели для туристов, целью которых и мотивом для передвижения является самая разная профессиональная деятельность. К этому типу гостиниц бизнес направления относятся и бизнес-гостиницы, конгресс-отели и ведомственные гостиницы.
Гостиницы для постояльцев, целью которых и мотивом передвижения являются отдых и лечение :
- курортные гостиницы Волгограда;
- дома отдыха и пансионаты;
- туристстическо-спортивные гостиницы;
- туристстическо-экскурсионные гостиничные комплексы;
- узко специализированные отели.
Транзитные отели и туристические гостиничные комплексы:
- вблизи аэропортах, на авиатрассах;
- на автонаправлениях - мотели;
- привокзальные - на железнодорожных направлениях;
- на водных направлениях (портовые гостиницы).
Отели для постоянного проживания постояльцев.
Гостиничные комплексы называемые кондоминиумами - это здания, номерной фонд которых реализован собственникам, как проживающим в этих помещениях, так и сдающим эти помещения, в свою очередь, на правах ренты, другим постояльцам. В отелях, работающих по типу таймшеров, номерной фонд не выкупается, а помещения сдаются, точнее постояльцам предоставляется долгосрочное юридическое право на проживание в этой конкретной гостинице, либо в номерах всего гостиничного кластера этой же марки (или этого же генерального владельца). В этом отличие таймшеров от кондоминиумов.
Волгоградские гостиницы еще делятся на муниципальные, частные, ведомственные. Кроме того есть отели со собственностью смешанного типа, находящиеся в собственности общественных организаций и отели с участием капитала иностранных владельцев.